Добрый день, дорогие читатели! Как вы считаете, нужно ли ребёночка с поражением ЦНС учить переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать и ходить? Такой подход в реабилитации используют многие инструкторы ЛФК, которые работают по принципу возрастных норм: если ребёнок достиг определённого возраста, то он должен делать то-то и то-то.

Часто случается, что 2-х летнего ребёнка, который ещё не научился переворачиваться, ставят в вертикализатор или же начинают учить его ползать, подвешивая за простыню под грудью. В концепции войты это не работает.

Приведу простой пример. Ребенок не может, учась в третьем классе, выполнять программу, например, восьмого класса. То есть ребёнок, который ещё только-только научился давать опору на локти в положении на животе, неважно сколько ему при этом месяцев, 3 или 12, не может физически выполнить навыки более высоких уровней выпрямления. А именно – сидеть, выходить на четвереньки или вставать. Ни его мозг, ни его тело к этому не готовы. Однако многие родители, да и инструктора ЛФК, придерживаются того, что ребёнка с поражением центральной нервной системы нужно учить делать те движения, которые он не может делать сам.

Расскажу об одной моей пациентке. Ко мне в кабинет мама и бабушка заводят 2х летнюю девочку, держа её с двух сторон за руки. Она с трудом переставляет ноги, сильно их перекрещивая и почти “висит” на руках родственников. Они говорят мне – смотрите, ребёнок у нас уже сам ходит. Я отвечаю – хорошо, покажите, как он ходит, отпустите ребёнка и пусть она пройдёт несколько шагов. Нет нет, говорит бабушка. Сама она не умеет, только за ручки.

Я спрашиваю, а что же она умеет делать сама? При осмотре стало понятно, что девочка сама умеет только переворачиваться со спины на живот и громко кричать, если она хочет, чтобы его посадили, поставили или начали водить. И это продолжается уже в течение целого года.

Конечно же, мозг и нервная система ребёнка привыкли к тому, что сейчас за них будут сделаны все сложные многоуровневые движения. А если этого не происходит, ребёнок начинает громко кричать. Если мама или бабушка не подходят ещё 5 минут, то ребёнок кричит ещё громче и, в конце концов, получает то, что он хочет. Его садят, ставят, а потом водят за руки.

К сожалению наш головной мозг – “ленивая сволочь”. Если он понял, что за него будут сделаны все сложные процедуры, то зачем ему формировать новые нейронные связи и прокладывать новые нейронные пути? Он быстро перестанет работать в эту сторону и будет отдыхать. А для достижения результата ребёнок будет манипулировать окружающими, громко кричать, капризничать и требовать, чтобы его сажали, ставили и водили.

К счастью, мама девочки очень хотела помочь ребёнку самостоятельно развиваться, и мы приняли решение, что родители, и, в особенности, бабушка, не будут больше помогать девочке в течение ближайших нескольких месяцев, пока мы находимся на Войта- терапии.

Да, это было непросто! Приходилось справляться с криками и капризами ребёнка. Однако через год, на фоне регулярных домашних занятий Войтой, малышка научилась самостоятельно выходить на четвереньки, проползать до опоры и вставать около неё. Тонус значительно снизился.

Это огромный прогресс. Если бы эта ситуация продолжилась ещё несколько лет, мозг бы окончательно забыл, как развиваться.

Поэтому, дорогие родители, если вы хотите дать шанс вашему ребёнку развиваться самостоятельно, то мы, Войта-терапевты, не рекомендуем (запретить, конечно же, мы не можем, так как это ваши дети и вы несёте за них ответственность), но мы не рекомендуем опережать события.

Даже если ребенок развивается не так быстро, как бы вам хотелось. Он всё равно не сможет перепрыгнуть через несколько этапов развития. Для гармоничного продвижения вперёд нужно, чтобы были пройдены все промежуточные этапы и сформированы все необходимые двигательные рисунки. Ничего не должно быть упущено.

И только тогда ребёнок сможет самостоятельно выполнять сложные двигательные рисунки, такие как ползание, вставание, ходьба вдоль опоры и, в итоге, самостоятельно ходьба. Если какие-то этапы были пропущены, то нельзя ожидать, что дальнейшее двигательное развитие будет гармоничным. Вы согласны?

Еще по теме