Мама Маргарита с Есенией пришли ко мне на первый курс в декабре 2022, когда малышке было 7 месяцев, с жалобами на то, что правая рука и кисть ребенка в тонусе. Плохо выводит эту руку вперед на животе, не хватает ей предметы, так же повышен тонус в правой ноге. Перевороты на живот делает, в основном, через правую сторону, замахивая левой.

Есения – долгожданная девочка и четвертый ребёнок в семье. Старшие мальчики 10, 8 и 6 лет растут крепкими и здоровыми. Роды Есении были в срок, самостоятельные и без осложнений.

С самого раннего возраста мама водила ребёнка раз в месяц к остеопату для общего развития и профилактики. Специалист не замечал никаких нарушений. Педиатр при регулярном осмотре как-то сказал, что неплохо бы сделать НСГ, но это не срочно. Был назначен стандартный массаж. Массажистка вскользь обронила, что ей не нравится правая ручка и может быть вам на Войту? В 5 месяцев ребёнок был осмотрен ортопедом, который поставил диагноз «Дистония по правой стороне» и заверил, что к 6 месяцам все пройдет. Через 2 недели Есению посмотрел невролог. Был поставлен диагноз: «Мышечная дистония» и снова назначен массаж. А на словах маме было сказано: ну если это ДЦП, то диагноз ставится только ближе к году, а сейчас вам бы на Войту. И опять никакой диагностики.

Мама Есении, не рассчитывая больше на массаж, обратилась за помощью к подруге, у которой ребёнок с ДЦП. И эта мама уже прошла сложный путь поиска нужных специалистов и “упущенное время”. Она в срочном порядке выложила Маргарите список сертифицированных специалистов в Москве, среди них была и я.

Ваши истории. Маленькая Есения в большой семье

Перед тем, как записаться на курс, я всегда прошу предоставить заключение ЭЭГ. У Есении такого обследования не проводилось. Я попросила сделать. Родители записались, но дату обследования назначили на третий день нашего курса. Мы начали занятия, с согласия мамы, без заключения.

И вот что мы увидели на ЭЭГ: мультирегиональная эпилептиформная активность. На основании консультации эпилептолога была назначена СКТ (спиральная компьютерная томография) для выяснения причины таких нарушений.

По результатам СКТ: ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения, другими словами – инсульт) в бассейне левой СМА (средне-мозговой артерии) с формированием крупной арахноидальной кисты левого полушария с признаками уменьшения объема левого полушария и частичной глиозной трансформацией мозгового вещества. Полушария асимметричны за счет уменьшения объема левого. Смещение срединных структур влево до 2 мм.

Как же важно, оказывается, проводить диагностику перед нашими занятиями!  До сих пор, к сожалению, наши врачи “проглядывают” серьёзные симптомы, не дают четких рекомендаций “что делать?” и даже пренебрегают диагностикой. И это в Москве. Что уж говорить про регионы.

Пропасть между пациентами и Войтой в нашей стране

Маргарита рассказывает, как хорошо, что мы не впали в инертность на основании отсутствия информации. Между пациентами и Войтой в нашей стране лежит огромная пропасть, которую нужно пройти родителям путем проб и ошибок, сомнений и поисков, чтобы найти нужного специалиста. И не упустить золотое время – широкое терапевтическое окно, когда можно многое успеть.

И так, реабилитация со стороны эпилептолога и невролога была Есении разрешена.

По результатам Войта-диагностики были определены средне-тяжелые центральные нарушения координации (6 неидеальных реакций положения из 7), динамика угасания примитивных рефлексов соответствовала возрасту. И мы приступили к Войте.

У шустрой, глазастой и улыбчивой Есении плохо работала правая рука и кисть, мешало приведение большого пальца и ульнарная девиация, мышечный тонус в правых конечностях был повышен. В целом, уровень её двигательного развития соответствовал календарному возрасту, что давало надежду на улучшение при выраженных изменениях на МРТ.

Цели и результаты Войта-терапии

Целями терапии были: укрепление мышечного корсета корпуса, уменьшение выраженности приведения и внутренней ротации в правом плечевом и тазобедренном суставах, снижение высокого тонуса в правых конечностях, особенно в правой руке и кисти, борьба с приведение большого пальца и ульнарной девиацией правой кисти и улучшение функции хватания и опоры.

Для родителей цели звучали так: качественный выход на прямые руки в положение на животе, после этого – выход на четвереньки, снижение тонуса в правых конечностях, улучшение функции правой кисти.

Через 2 месяца активных домашних занятий по 3 раза в день тонус в правых конечностях стал гораздо ниже, правая кисть стала чаще раскрываться, но игрушки пока не хватала, левой рукой научилась тянуть стопы в рот, махать «пока-пока», выходить на прямые руки в положение на животе, а за 2 недели до начала коррекционного курса поползла по-пластунски используя левую руку и правую ногу.

Еще через 2 месяца терапии, в 11 месяцев, Есения уже встает на четвереньки, раскачивается, садится в W и в косое сидение. Правую кисть лучше использует, чаще расслабляет. Продолжает активно и более координировано ползать по-пластунски.

Мы продолжаем терапию. Мама Маргарита, многодетная мама, которая даже на занятиях продолжает менеджмент своей большой семьи, осваивает новые позиции, новые зоны и их комбинации и мы с каждым курсом видим движение вперед.

Работа с кистью и функцией хватания – это очень не простая задача. Мы будем подключать и другие методы физической реабилитации, а так же занятия с логопедом и нейропсихологом.

Я желаю Есении и всей её дружной и большой семье сил и терпения. С такой поддержкой у нас все получится.

Еще по теме